Из истории Двухякорной бухты
Двуякорная
бухта и мыс Киик-Атлама
Происхождение
названия бухты не выяснено до сих пор. Самая известная версия утверждает, что
всему виной коварные местные ветры, заставлявшие корабли отдавать одновременно
два якоря, чтобы удержаться на месте. Более вероятно объяснение, что в бухте
существовали две якорные стоянки для судов. Бухта упоминается в итальянских
средневековых письменных источниках. Здесь находился венецианский торговый порт
Провато до того, как крымское побережье было захвачено генуэзцами.
Берег
моря возле мыса Киик-Атлама образует несколько пляжей, которые называют под
номерами: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Мыс и обрывы над ним
сложены крепкими юрскими конгломератами. Там, где под обрывами лежат податливые
глины, к морю спускаются оползни. Их ступенчатые поверхности изрезаны оврагами,
покрыты степной растительностью и редколесьем из фисташки, держидерева,
скумпии. Напротив таких мест из прибрежного мелководья выступают подводные камни.
От
хребта Тепе-Оба в сторону Орджоникидзе по холмам Двуякорной бухты проходит
грунтовая дорога с тремя древними полуразрушенными мостами. Среди местного
населения она известна под названием «старая римская дорога».
На мысе
Киик-Атлама обнаружено несколько стоянок древнего человека времен неолита.
Позже в этих пустынных местах только узкая тропа вела к островку Иван-баба, где
у подножия горы стояла землянка рыбаков.
В 1784
году в бухте находилась Двуякорная артиллерийская батарея. На берегу бухты
находилась дача известного российского инженера-кораблестроителя Г.И.Бубнова.
Возникший вокруг нее небольшой поселок называли Бубновкой. В 1911 году на мысе
Киик-Атлама началось сооружение минной станции акционерного общества заводов
Лесснер. Строительство закончилось 26 марта 1914 гг., а сам поселок получил
название Двуякорный.
Созданная
в Двуякорной бухте пристрелочная станция стала базой для испытания первых
построенных в Советском союзе электроторпед и торпед с турбинными двигателями,
а сама станция вскоре была реорганизована в самостоятельный завод под названием
«Гидроприбор». В тридцатые годы это предприятие, функционирующее в обстановке
строжайшей секретности, было одним из авторитетных и перспективных в строящемся
военно-промышленном комплексе страны. Поэтому после смерти в феврале 1937 года
наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе поселку было присвоено
имя этого партийного и государственного деятеля. И это несмотря на то, что его
деятельность с историей поселка никак не связана и в нем он ни разу не бывал.
Несколько
позже, на полпути от Феодосии до Орджоникидзе, под западными склонами Тепе-Оба,
был построен еще один завод того же направления, получивший название
«Гидроаппарат». На их базе проводилось не только испытание созданных торпед, но
и проектирование новых военных аппаратов.
После
развала СССР завод «Гидроприбор» прекратил работу, долго стоял в запустении. В
настоящее время на его территории предполагается построить яхтклуб.
Расположение
На берегу Двуякорной
бухты: эллинги, Пансионат Донбасс и База отдыха Реаско. На северо-запад от
развилки старой и новой орджоникидзских дорог расположен дачный посёлок
«Волна».